@natashavelikaya

Наталья Великая


Блог

Копийная практика в Русском Музее 03/05/2020 16:15

В начале я хочу поблагодарить Академию Художеств имени И.Е.Репина и Русский Музей за уникальный и ценный опыт. Это сотрудничество сохраняет мост между современным и классическим искусством, помогает беречь традиции, продолжательницей которых является Академия, а хранителем - Русский Музей. Надеюсь, что копийная практика будет и дальше счастливо осуществляться долгие годы.

Копийная практика в Русском Музее, изображение №1

Людям необходимы источники любви, из-за потребности жить, а не просто существовать. Они могут быть разными, и я не стану их подвергать классификации, скажу только, что Русский Музей для меня — один из таких источников.
Меня притягивает домашняя атмосфера, уют и непосредственно собрание шедевров русской живописи: полотен И.Е. Репина и И.Н. Крамского, В.А. Серова, К.П. Брюллова, М.А. Врубеля. Если мне хорошо, если мне плохо, если мне нужно вдохновиться или вновь полюбить жизнь - я иду сюда. Ходя по залам полгода назад, я не могла подумать, что моя тайная мечта, написать с оригинала копию, осуществиться.
В рамках копийной практики, проводящейся Академией Художеств для третьекурсников, мне представилась удивительная возможность, скопировать одну работу из собрания Русского Музея.

Копийная практика в Русском Музее, изображение №2

Моим выбором стала картина И.Н. Крамского «Портрет М.М. Антокольского», но об этом позже, а сейчас немного предыстории.

Мест на копирование в Русском Музее всего 10. Попасть в десятку счастливцев мне удалось с помощью стратегического хода: быстро захваченного журнала для записи на копирование. Первые 10 человек из списка, указавшие шедевр из Русского Музея, и получают осуществление желаемого.
Копирование началось в середине июня. Маленькая группка студентов и три педагога собрались в служебном помещении Русского музея в ранний час на регистрацию и получение пропусков. Работники бухгалтерии одеты просто, но с особым отпечатком художественного вкуса, на стенах висят репродукции классической живописи: Серов, Айвазовский. После сдачи документов шло распределение по смотрительницам. Мне посчастливилось попасть под крыло Светланы Николаевны. Она женщина энергичная, хваткая и на удивление добрая. Увидев меня и услышав «Крамской», она бодро отделилась от других смотрительниц, перехватила мой холст для копии, и мы устремились в заветный зал №19. Не высокая, со светлыми волосами забранными в хвост, круглыми глазами, смотрящими широко и всеохватно. Меня радуют такие люди, пышущие энергией и жаждой к жизни.
В первый же день консилиум из трёх смотрительниц поставил моё мастерство подмалёвка выше оригинала. Воодушевлённая и счастливая я покинула стены музея, предвкушая продолжение.
Оптимистичный камертон первого дня задал настроение всей копийной практике.

Первую неделю я была окрылена, сбывшейся мечтой. Меня поражала мысль, что я — девочка из Костромы, стою здесь в стенах дворца Русского Музея и копирую творение кисти Крамского, мой любимейший портрет скульптора Антокольского. Это фантастика! Смотрительницы были добры и внимательны, добродушно щебетали о своей жизни. Меня окружали любимые картины. Царила атмосфера дома и любви.

https://sun9-13.userapi.com/c858328/v858328958/33ded/LhLTsU0MUwY.jpg

Моя копия 

Копирование не было простым: победы и неудачи — борьба за понимание, за воссоздание картины мастера. Работа длилась полтора месяца. 5 дней в неделю я под надзором Светланы Николаевны прикасалась лишь взглядом к шедевру и старалась воспроизвести запечатленный образ. Педагоги приходили раз или два в неделю и давали ценные указания.
Настала пора рассказать о главном — о картине. «Портрет М.М. Антокольского» - одно из моих любимых произведений И.Н. Крамского.

Картина невероятна по своей реалистичности образа, передаче пространства, техничности, цельности восприятия. Сочетание классической колерной живописи и реалистичного рисунка создаёт мост между традицией и новым видением, появившимся на тот момент в России. Конец 19 века в русской живописи ознаменован противоборством реализма и академизма: гремит бунтом 14 и созданием Товарищества Передвижников.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.).

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.).

Основные принципы реалистической живописи Передвижников - изображение реалий, происходящих здесь и сейчас, социальная проблематика, психологизм и реалистичность. В противовес Академизму, который идеализировал и канонизировал, говоря о далёком прошлом и возвышенном настоящем.
И.Н. Крамской был вдохновителем бунта 14 и одним из первых поддержавших идею передвижничества. Он — один из ярчайших художников-реалистов той эпохи. Иван Николаевич обладал способностью схватывать жизнь и увековечивать её.

"Портрет И.Н. Крамского» кисти И.Е. Репина

Мастера конца 19 века в России, такие как Крамской, Репин умели видеть цельно, смотреть на мир и видеть в нём гармонию, изображать её реалистично. Выделяли главное и второстепенное, таким образом создавая объёмный образ. И главное, как мне кажется, это чувство любви к жизни, выражаемое языком живописи, стройным и структурным с элементами хаоса. Всё это я вижу и чувствую, смотря на их работы и в частности на портрет скульптора Антокольского.
Охватывая взглядом весь холст, я чувствую,что это окно в то мгновение: ощущаю глубину пространства, гармоничность композиции, объёмность и живость главного — лица. Смотря же детально, я вижу, например, тонко проработанную радужку, невероятный по своей случайности и верности мазок блика, придающего живости глазам и всему лицу. Я вижу тонко и одновременно лихо сделанное ушко, внимательное отношение к формам, сделанным мягко и легко, одновременно невероятно точно и сложно. Я могу говорить об этом вечно.
Скажу главное: Иван Николаевич умел видеть красоту, как в больших отношениях, так и в малейших деталях. Он мастерски мог передавать увиденную гармонию. Он умел любить жизнь и переносить её на холст, создавая образы, которые живут уже и после его смерти.
К этому я и стремлюсь. Мне хотелось бы научиться совмещать традиции и новые идеи: Иван Николаевич пользовался наработками академизма, но привнёс свой новый взгляд на мир. Не идеализируя модель, он видел и передавал её такой, какая она есть, реалистично смотрел на изображаемое и видел уже существующее, не создавая нечто искусственное.

Ольга и Светлана, смотрительницы

Ольга и Светлана, смотрительницы

В последний день я обменялась подарками со своими смотрительницами. Одним из их подарков была открытка с изображением Ангела золотые власа и надписью: «Удачи во всех начинаниях! Место встречи Русский Музей! Июль 2019» Тёплые слова и сами смотрительницы кажутся мне олицетворением Русского Музея, гостеприимного и доброжелательного.

Я рада, что существует такое родное место, в которое можно неоднократно возвращаться.

Схожие чувства я испытываю и к Академии, хотя чаще это поле битвы за знания и умения. За эти полтора месяца в отдалении, я поняла, какие пласты знаний хранятся в её стенах. Возможно, она последний оплот реализма, и я счастлива, что являюсь её студенткой.

Это копирование помогло мне понять ценность даруемых возможностей. Я ещё раз благодарю Академию Художеств и Русский музей.

копия русскиймузей портрет


89


КОММЕНТАРИИ: 1    Ответы

eremeich
06/05/2020 09:57   #1

Спасибо за интересную и полезную статью.


Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам